Сельджуки в Мавераннахре

История расселения сельджуков в долине Зерафшана и Нуратинских горах содержит ряд неясных моментов. Согласно "Малик-наме", они поселились в окрестностях Бухары в период завоевания тюрками-караханидами Мавераннахра. Ибн ал-Асир и Мирхонд говорят, что племена сельджукского объединения пришли сюда из Джендской области. Однако Захир ад-Дин Нишапури и Абу-л-Ала Ахвал сообщают, что сельджуки поселились в Нуре Бухарском и Самаркандском Согде после своего ухода из Туркестана (161; 164).

Сопоставляя данные "Малик-наме" и "Сельджук-наме", нетрудно заметить явное противоречие в освещении сельджукского движения. Очевидно, это расхождение можно объяснить многообразием путей их реальных передвижений в середине X—начале XI в. Подавляющее большинство подвластных сельджукидам огузов и туркмен, несомненно, поселилось около Дженда после ухода из Сыгнака и Карачыка. В этом отношении показания версий "Малик-наме" вполне заслуживают доверия, поскольку нам известны соответствующие исторические факты о пребывании в X в. их верховного предводителя (Сельджука) в Дженде (613, X, с. 727). Однако мы не можем игнорировать и свидетельств Захир ад-Дина Иишапури, Абу-л-Ахвала и других историков, рассказывающих о поселении сельджуков в области Самарканда и Бухары после своего ухода из Туркестана.

В этих исторических трудах, очевидно, речь идет о части сельджукских племен, которые не ушли в Дженд, а обосновались в степях близ Самарканда и Бухары. Хамдуллах Казвини, ссылаясь на "Историю" Абу-л-Ала Ахвала, указывает, что племена сельджукской группировки поселились в Нуре Бухарском и Согде Самаркандском в 375 г. х.=985/6 г. (767, I, с. 434). В. В. Бартольд считает дату, приводимую Хамдуллахом Казвини, весьма сомнительной (66, с 567). К. Каэн думает, что в "Тарих-и гузида" имеет место простая описка, так как Хамдуллах Казвини вместо 395 г. х. = 1005/6 г. ошибочно поставил 375 г. х. =985/6 г. (529, с. 45). Однако с мнением К. Каэна трудно согласиться по целому ряду соображений. Хамдуллах Казвини, как отмечалось, заимствовал приводимую им дату из сочинения Ахвала. Исторический труд Абу-л-Ала Ахвала был использован и другими средневековыми хронистами. В частности, этим сочинением пользовался автор "Зубдат ат-таварих", который указывает на расселение сельджуков в Мавераннахре в 374 г.х.=984/5 г. (164, л. 177). Отсюда видно, что дата Хамдуллаха Казвини не занижена, а скорее всего, явно завышена. Следовательно, у нас имеются основания считать, что расселение сельджуков в Бухарской и Самаркандской области произошло раньше 985—986 гг. {В этом отношении интересно также известие Ахмада Гаффари, которое, очевидно, восходит к "Истории" Ахвала. Гаффари указывает, что сельджукиды, происходившие из туркмен-кыныков, пришли из Туркестана в Мавераннахр в 370 г. х.=980/1 г. (51, с. 134)}.

В пользу этого мнения говорят некоторые данные, содержащиеся в трудах ряда мусульманских историков. Мир Йахйа Казвини в своем "Лубб ат-таварих" пишет, что сельджуки поселились в Нуре Бухарском и Согде Самаркандском в 355 г. х.=965/6 г. (275, л. 38). Историк Мюнедджим-баши рассказывает, что Сельджук ушел из "страны неверных в страну ислама" около 350 г. х.=961/2 г. (299, с. 520). Обращает на себя внимание, что эти даты совпадают с надписями, сохранившимися на надгробиях сельджукских могильников X в. из Нуратинского района. Историко-эпиграфические памятники туркмен Самаркандской области позволяют констатировать пребывание их предков в Нуратинских горах в начале второй половины X в. В Самаркандской области в селении Дюш сохранилось множество старых могил с надписями, где захоронены предки современных туркмен Нураты. Одна из таких надгробных куфических эпитафий на арабском языке гласит: "Благоухающий эмир Мухаммад Алп Арслан-бек. Умер 23 шаввала 348 г. х. (959—960 г.)" {Надпись-эпитафия скопирована Абдулмаджитом Ахмедовым, преподавателем Самаркандского госуниверситета. Автор приносит благодарность А. Ахмедову за представленную возможность ознакомления с этой надписью}. Очевидно, Алп Арслан-бек происходил из сельджукских племен, которые поселились в Нуратинских горах, в теперешнем селении Дюш, примерно в середине X в.

 

 

© Copyright 2017. "Историческая библиотека"