Первые сельджукиды

Сведения о первых сельджукидах содержатся в различных вариантах "Малик-наме" и других источниках. В версии Ибн Хассула отмечается, что родоначальником этой фамилии был Сарчык (493, с. 39). Однако другие мусульманские авторы, пользовавшиеся "Малик-наме", утверждают, что сельджукиды происходят от Тугага. Абу-л-Фарадж, например, сообщает, что Тугаг был отцом Сельджука, положившего начало могуществу этой династии (586, с. 292, 293). Тугаг считается предком сельджукидов и в персидском варианте "Малик-наме", приведенном в труде Мирхонда (692, с. 1—3). В качестве основателя рода сельджукидов Тугаг фигурирует также в версиях Ибн ал-Асира (613, X, с. 321), Садр ад-Дина Хусейни (727, с. 1, 2) и других средневековых историков (699, II, с. 9).

В большинстве вариантов "Малик-наме", таким образом, Тугаг изображается родоначальником фамилии сельджукидов. Особняком стоит лишь свидетельство Ибн Хассула, именующего основателя этой династии Сарчыком. Подобное расхождение, как увидим ниже, объясняется смешением почетного звания "тугаг" с собственным именем этого представителя рода сельджукидов.

Однако Сарчык-Тугаг, вопреки утверждению "Малик-наме", не может считаться основателем сельджукидской фамилии. Подобный вывод напрашивается при сопоставлении версии "Малик-наме" с "Сельджук-наме". Согласно Захир ад-Дину Нишапури, предками этой династии были Керекучи-ходжа и его сын Тугшырмыш. Захир ад-Дин Нишапури пишет: "Сельджук ибн Лукман {Сельджук называется сыном Лукмана и в других средневековых источниках (565; 647). Однако это утверждение является следствием неверного отождествления Тугага с Лукманом. Скорее всего, эта ошибка произошла по вине переписчиков, которые вместо ***, стоявшего в оригинале, прочли ***} происходил из рода (нежад) Тугшырмыша, сына Керекучи-ходжи {В тегеранском издании принята неправильная конъектура Кокджа-ходжа} из племени (уруг) и кости (остохан) кынык. (Керекучи-ходжа) был мастером по изготовлению кибиток (хыргах тараш) у тюркских царей" (161, с. 10). Аналогичные сведения о генеалогии первых сельджукидов имеются в трудах Рашид ад-Дина (720), Хафиз-и Абру (448), Муслих ад-Дина Лари (288; 289). В несколько сокращенной редакции эта же версия приводится Раванди (766), Мухаммадом Язди (548) и Керим ад-Дином Аксарайли (487). Однако в сочинениях Рашид ад-Дина и других авторов содержатся некоторые дополнительные сведения, отсутствующие в тегеранском издании "Сельджук-наме". В публикации Исмаил-хана Афшара нет абзаца, в котором говорится, что предок сельджукидов служил у Тогрул-султана из племени кынык.

"Сельджук ибн Лукман, — пишет Рашид ад-Дин, — был из родственников сельджуков и происходил из кости (остохан) кынык, из рода (нежад) Тугшырмыша, сына Керекучи-ходжи, который был мастером по изготовлению кибиток у тюркских царей; он служил при Тогрул-султане из племени (уруг) кынык" (720, с. 5).

Рассматриваемый отрывок дословно совпадает с началом главы о сельджукидах в сочинении Хафиз-и Абру (448, л. 237). Аналогичным является и текст "Сборника летописей" туркменского историка Салыр-Баба, переведшего труд Рашид ад-Дина с персидского оригинала (378, л. 154, 155). Большого внимания заслуживает терминология этого автора, называющего Керекучи-ходжу "эвчи" {Этим термином переводится иранское "хыргах тараш", что означает "мастер по изготовлению кибиток"}. В исследуемом аспекте определенный интерес представляют также данные, содержащиеся в "Мират ал-адвар". Однако генеалогия первых сельджукидов, по Муслих ад-Дину Лари, несколько отличается от схемы Рашид ад-Дина и остальных авторов.

 

 

© Copyright 2017. "Историческая библиотека"